Поиск по сайту

Наши друзья

Новый адрес сайта: http://zabota161.msp.midural.ru/

После 15.02.2018 данный сайт будет отключен

Состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях.

       Вместе с желанием усыновить, принять в приёмную семью или под опеку/ попечительство ребенка, оставшегося без попечения родителей, у приемных родителей и будущих опекунов чаще всего рождаются опасения: не выявится или не возникнет ли у ребенка некой неизлечимой болезни, которая или погубит его или превратит его жизнь и жизнь приемных родителей в суровое испытание. Конечно, всем родителям хочется жить и радоваться вместе с ребенком, а не мучиться и проклинать судьбу. Но, как показывает практика, не всегда эти опасения бывают оправданы и порой родители отказываются от усыновления вполне здоровых детей, отклонения, в состоянии здоровья которых поддаются коррекции при условии воспитания в полноценной семье.

       В этом материале мы постараемся наиболее полно и достоверно донести информацию об особенностях состояния здоровья, физического и нервно-психического развития воспитанников домов ребенка и других детских государственных учреждений, охарактеризовать основные нарушения в состоянии здоровья детей, воспитывающихся в подобных учреждениях, их лечение и прогноз на будущее. Дети, поступающие в государственное учреждение, в значительной степени не отличаются по состоянию здоровья от детей из биологических семей. При анализе структуры заболеваемости наиболее часто у них встречаются задержки физического развития, которые проявляются в снижении роста и веса ребенка. Причины этого могут быть разными.

       1. Особенности внутриутробного периода развития. В первую очередь, это зависит от того, как протекала беременность, вела ли будущая мама здоровый образ жизни, получал ли ребенок достаточное количество витаминов и микроэлементов, или же он получал токсические вещества в виде алкоголя, никотина и др. Также важным моментом является течение самих родов.

       2. Генетические факторы. Клинические симптомы генетических заболеваний выявляются врачами при объективном осмотре. При их наличии ребенок направляется на обследование у генетика. Говоря о генетических нарушениях, хочется отметить, что достаточно часто будущих приемных родителей волнуют вопросы наследования алкоголизма (наркомании). Нужно сказать, что алкоголизм и наркотическая зависимость не передаются по наследству, в их формировании первостепенную роль играет социальное окружение ребенка.

       3. Характер питания (алиментарный фактор). Для того чтобы ребенок хорошо развивался, необходимо сбалансированное питание во всех возрастных периодах.

       4. Низкое качество медицинской помощи, особенно на первом году жизни. В семьях группы риска родители практически не занимаются здоровьем детей не ходят на консультации к специалистам, не выполняют рекомендации по лечению и сохранению здоровья ребёнка, не обладают навыками ухода за ним.

       5. Эндокринные факторы. Эндокринные железы влияют на все процессы в организме. Например, с работой щитовидной железы связано физическое и интеллектуальное развитие. Недостаточное развитие ряда эндокринных желез может привести к задержке роста. Нарушения работы эндокринных желез особенно сильно сказываются на растущем организме. Наряду с отставанием в физическом развитии у детей (в 80% случаев) встречается неврологическая патология, также являющаяся следствием неблагоприятно протекающего внутриутробного периода, патологии беременности, особенностей ведения родов. Это приводит к тому, что нарушается функция клеток головного мозга, кровоснабжение головного мозга, созревание клеток, образование нервных волокон.

       У ряда детей неврологическая патология сопровождается внешними проявлениями: деформацией черепа, лицевого скелета, ушных раковин, неправильным ростом зубов. Иногда наблюдаются косоглазие, птоз (опущение век), слабость мышц языка, вегетативные нарушения (потливость, слюноотделение). Проявляется неврологическая патология и в поведенческих особенностях:

  • возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность, рассеянность и слабая концентрация внимания;
  • заторможенность реакций, вялость;
  • нарушение общей и тонкой моторики (плохая координация, неупорядоченность движений, избыток движений);
  • речевые дисфункции.

       У детей от 7 до 12 лет, как правило, неврологические проблемы становятся педагогическими. Эти дети плохо запоминают, плохо обучаются, у них нет склонности к точным наукам, наблюдается так называемая «слепота на ошибки», нарушения речи в виде заикания, пропуска букв. Дети с неврологическими проблемами могут быть очень возбудимыми или, наоборот, слишком тихими (не способны ориентироваться в окружающей обстановке, устают от шума и т. д.), у них может часто болеть голова. У подростков неврологическая симптоматика может выливаться в асоциальное поведение.

       Следующая патология, которая встречается у детей, — ортопедическая. Причинами ее возникновения могут быть: патология беременности, особенности ведения родов, отсутствие профилактических мероприятий, направленных на укрепление опорно-двигательной системы.

       При данной патологии могут встречаться следующие проявления: нарушения осанки, диспластические нарушения позвоночника, нарушение развития свода стопы. Нарушения в шейном отделе позвоночника сопровождаются неврологической симптоматикой, так как нарушается кровоснабжение головного мозга. Нарушения в поясничной области могут приводить к энурезу (недержанию мочи), энкопрезу (недержанию кала). В подростковом возрасте костная система заканчивает своё формирование, а иннервация и кровоснабжение костной ткани недостаточны. Тогда дети жалуются на костные, мышечные боли, не могут долго находиться в одной позе.

       Для коррекции нарушений опорно-двигательной системы нужны занятия физкультурой (зарядка), лечебная физкультура (она может проходить на базе поликлиники), коррекционный массаж, в ряде случаев — мануальная терапия (назначается ортопедом). По рекомендации врачей дети могут посещать различные секции (бассейн, баскетбол и др.).

       Следующая патология — заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Дети часто жалуются на боли в животе. Это может быть связано с едой или с психологическими нагрузками, стрессовыми ситуациями. Диагноз уточняется путем проведения дополнительных исследований. Причины возникновения данной патологии могут быть связаны:

  • с характером питания (кратность и регулярность питания, качество питания);
  • с режимом дня;
  • с обстановкой и взаимоотношениями в семье (с наличием длительных отри-цательных эмоций);
  • с токсическим воздействием на слизистую ЖКТ (прием лекарственных пре-паратов и др.);
  • с наличием хронических очагов инфекции, в первую очередь хронического тонзиллита;
  • с наличием заболеваний ЖКТ в раннем возрасте.

       Успех лечения данной патологии зависит в большей мере не от медикаментозного вмешательства, а от диетотерапии и нормализации режима дня, что намного легче осуществить в условиях семьи.

       Часто детям, которые находятся в приюте, свойственны аллергические реакции. В механизме формирования аллергических процессов большое значение придается состоянию печени, желчевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта. Отрицательную роль играют внутриутробная сенсибилизация к различным аллергенам, раннее искусственное вскармливание, снижение ферментативной активности поджелудочной железы, кишечника.

       Проявления аллергии могут быть следующие: кожные сыпи, зуд; отек губ, нёба, гортани. Может наблюдаться респираторный синдром (изменения со стороны дыхательной системы): осиплость голоса, слезотечение, чихание, слизистые выделения из носа, кашель. Наиболее часто встречается гастроинтестинальная аллергия, ее проявления характеризуются тошнотой, рвотой, изжогой, диареей, запорами, болями в животе.

       Еще одна проблема — тубинфицированность. При первичном осмотре и анализе медицинской документации тубинфицированность выявляется у 20% детей, поступающих в приют. При тубинфицированности болезнь не проявляется, но возбудитель живет в организме ребенка и дает о себе знать, когда ослаблен иммунитет. Высокий уровень тубинфицированности среди детей в приютах связан с социальными проблемами в их кровных семьях: «скученное» проживание в условиях коммунальной квартиры, открытые формы туберкулеза у асоциальных родителей, авитаминоз, ведущий к снижению иммунитета у ребенка, и т. д. У детей приюта он также связан с низким качеством медицинской помощи (отсутствие необходимых прививок, отсутствие контроля динамики реакции Манту), с иммунодефицитом (ослабление иммунной системы).

       В заключение необходимо сказать следующее: при медицинской реабили-тации ребенка огромную роль играет семья, в которой он находится. Очень важен индивидуальный подход к ребенку, который проявляется в создании ин-дивидуального режима дня, сбалансированности питания с учетом конкретного заболевания, в контроле лекарственной терапии, в систематизация лечебных мероприятий, в индивидуальных оздоровительных занятиях с ребенком. Приемные родители, которые хотят взять в свою семью ребенка, имеют полное право и обязательно должны получить всю медицинскую информацию о ребенке.

Предыдущий||Содержание||Следующий

You are here: Главная
Green Blue Orange Back to Top